Сотни тренеров на моих глазах демонстрировали сотни своих авторских
тренировочных систем, различающихся порой друг от друга и принципами, и духом,
и содержанием. И тем не менее их ученики, воспитанные совершенно по-разному,
добивались примерно одинаковых результатов и даже побеждали на чемпионатах мира
и Олимпийских играх. Со многими тренерами, воспитавшими чемпионов, я хорошо знаком и с полной
ответственностью заявляю: большинство из них не прочитали ни одной статьи по
проблемам спортивной тренировки, а многие не прочли за всю жизнь ни одной
серьезной книги.
И также знаю великолепных личностей, интеллектуалов и» профессионалов в своей
работе, которые за долгие годы тренерской деятельности так и не увидели больших
побед своих учеников.
Странная профессия «тренер». Действительно, не профессия, а судьба, фарт или
нефарт - чего больше?..
Всего я в спорте 51 год, из них 36 - в качестве психолога в так называемом
спорте высших достижений. И все увиденное мной в тренировочных залах, все
услышанное от самых великих тренеров и спортсменов дает мне право заявить:
никто не знает, как надо тренироваться.
И расписание тренировочных нагрузок на год вперед, культивируемое велосипедным
тренером Александром Кузнецовым, не что иное, как бред. Да, это рождает у
спортсмена реакцию порядка, воспитывает и дисциплинирует его, но в конечном
итоге не это решает. И проигрывают ученики Кузнецова значительно чаще, чем
побеждают. И за сорок лет тренировочной работы воспитать всего двух выдающихся
спортсменов - Галину Цареву и Вячеслава Екимова - успех ли это?
И три спортсмена (Урманов, Ягудин и Плющенко) - успех ли это тренерской
биографии Алексея Мишина, если учесть, что Леша пришел к нему от тренера
Майорова, научившего Лешу уже в десять лет тройным прыжкам, а Евгений Плющенко
приехал из Волгограда уже готовым фигуристом? И нельзя не учесть, что в отличие
от большинства тренеров эти двое имели все - и лед, и велотрек, и возглавляемые
ими кафедры в физкультурном вузе.
Знаю, и немало, тренеров, воспитавших десятки выдающихся чемпионов, но не
получивших официального признания, не считая документа и значка «Заслуженный
тренер».
В чем все-таки дело? Почему профессия «тренер» называется «странной» многими,
не только мной? Может быть, удар по этой великой в прошлом профессии нанесен
перестройкой и теми изменениями, которые произошли в нашей стране практически
во всех областях человеческой деятельности? В спорте настоящее революционное
изменение произошло в статусе спортсмена и тренера. Деньги зарабатывает
спортсмен, и тренер попал в полную зависимость от него. Тренер потерял власть
над спортсменом, и это, по мнению многих авторитетных специалистов, прежде
всего нанесло удар по учебно-тренировочному процессу. Убедить, а тем более
принудить спортсмена выполнять нагрузку и сверхнагрузку тренировочной работы
стало практически невозможно.
Согласен, этот аргумент серьезен, и я сам многократно был свидетелем того, как
спортсмен, тот же Ягудин, категорически возражал против «еще одного проката», и
нередко Татьяна Анатольевна обращалась за помощью ко мне. Фразу: «Вы должны
сказать ему, что уедете!» - я слышал от нее не раз.
Но есть и другие причины снижения ценности тренерского труда. Сегодняшняя
ситуация в спорте, его голая профессионализация и погоня за гонорарами,
стремление прорваться и первые ряды зарабатывающих большие деньги - все это
потребовало ответа на вопрос, ставший наиболее актуальным: а что же решает? На
что и на кого молиться тем же небогатым родителям, днем и ночью мечтающим о
гонорарах Агасси и Кафельникова?
К великому сожалению для спорта, молиться сегодня надо не на тренеров и не на
методику тренировок.
На первое место среди решающих факторов достижения высших результатов
я ставлю селекцию и талант. Как можно раньше нужно отобрать мальчика или девочку именно в тот вид спорта
(и не дай Бог ошибиться!), к которому он или она «расположены», то есть
угадать, в чем они талантливы. А талант, это не только мое мнение, все равно
пробьется!
- Талантливый спортсмен и талантливого тренера найдет! -сказал мне известный
тренер по фигурному катанию.
На второе место по своему практическому значению я ставлю здоровье и
безопасность жизнедеятельности спортсмена. Это то, что может исключительно
способствовать достижению высших результатов и также может, причем решающим
образом, этому помешать. Питание и фармакологию, приобретающие в последнее
время все большее практическое значение, особенно с учетом проблемы
восстановления после нагрузок, я включаю сюда же.
На третьем месте - группа психологической поддержки, то есть люди,
окружающие спортсмена в его жизни и в основной деятельности и от которых
зависит очень многое, практически все, помимо тренировочной работы.
И только на четвертом месте оказывается сегодня тренер и методика подготовки
спортсмена. Эти четыре фактора я считаю главенствующими, и ни один из них не
должен быть недооценен. А такие исключительные личности, как Николай Карполь,
Владимир Юрзинов (хоккей), Ирина Винер (художественная гимнастика), Владимир
Максимов (мужской гандбол), - и назвать-то больше некого! - только подтверждают
общее правило.
Проблема тренера - проблема номер один нашего спорта сегодня! Не только тренер
виноват в том, что он потерял лидирующее положение в иерархии самых значимых
факторов, обеспечивающих победный результат в спорте. Хотелось бы ему помочь.
Я, например, готов!