MENU

Развитие у человека уверенности в себе и своих силах посредством спорта

Уверенность можно рассматривать в двух планах.
Уверенность как психическое состояние или как признак психического состояния. В этом случае она обусловлена ситуацией, в которую попал человек, с одной стороны, и психическими его свойствами — с другой.
Уверенность как особенность человека — его черта характера. В этом случае она обусловлена сложившимся отношением к сознательно поставленным значимым, жизненно важным целям. Такое отношение формируется на основе самооценки и оценки вероятности достижения цели. Уверенность в себе возникает в результате повторяющихся успехов и неоднократного переживания в связи с ними состояния уверенности.

Уверенность в себе как черта характера способствует тому, что человек
в трудных условиях переживает уверенность в успехе как составную часть
предрабочего состояния. Уверенные в себе и в своих силах спортсмены чаще проявляют уверенность в победе и перед теми соревнованиями, в которых участвуют противники, не уступающие им по силам. Уверенность в успешном завершении главного в данный момент дела положительно влияет не только на успех в этом деле, но и на другие виды деятельности.


Подтверждением тому может служить исследование, проведённое под моим руководством первым моим аспирантом, ныне профессором, автором нескольких популярных книг, так или иначе связанных с психологией спорта, P.M. Загайновым, очень старательно забывшем, кто был его учителем, в отличие, слава Богу, от остальных моих учеников. Он провёл 217 опытов, направленных на то, чтобы определить влияние предстоящей значимой деятельности на качество запоминания и воспроизведения запомненного. В опытах участвовали 96 боксеров. Каждому предлагалось за час до боя прослушать, запомнить и воспроизвести ряд из двенадцати слов. Слова всякий раз подбирались так, что могли быть легко сгруппированы по смыслу. Сразу же после боя спортсмену предлагалось снова вспомнить этот ряд слов.

Анализ полученных данных позволил установить, что предстоящая значимая деятельность оказывает прямое влияние на способ и качество запоминания в связи со степенью уверенности человека в успехе. Уверенные в победе боксеры в 73% случаев пользовались логическим запоминанием, группируя для облегчения себе задачи слова по смыслу. Неуверенные пользовались логическим запоминанием только в 13,6% случаев. Первые запомнили почти в два раз больше слов. Результат боя оказал решающее влияние на качество повторного воспроизведения. Проигравшие : бой механически воспроизводили лишь 60% запомненных до боя слов. А победители — почти все слова. Некоторые из боксеров, пребывавшие перед боем в состоянии неуверенности и пользовавшиеся механическим способом запоминания, после победы воспроизводили слова, логически объединяя их в группы..
Я рассказал об этом потому, что результаты эксперимента показали: уверенность способствует успешности получения, переработки и сохранению информации. Это важно учитывать — ведь многие спортсмены учатся. Хорошее функционирование памяти, логическое мышление для них чрезвычайно важно. А условия и ситуации спортивной деятельности часто вызывают у спортсмена состояния уверенности или неуверенности.

Предсоревновательные состояния начинаются за несколько дней, за неделю или даже более до старта. Пусть в среднем спортсмен участвует за год в восьми соревнованиях. Если у спортсмена будет выражена неуверенность в своих силах и в успехе, то какое угнетающее воздействие окажет она на его практическую деятельность и вне спорта, в течение скольких дней он будет действовать менее продуктивно!

На тренировке, в состязаниях, в товарищеском общении надо помогать спортсменам развивать уверенность в себе. Не только для того, чтобы они становились чемпионами, но и для достижения ими успеха во всех прочих их делах. И опять-таки не только потому, что состояние уверенности способствует более полному и качественному проявлению памяти и мышления, но и потому, что сформированная в спорте уверенность — важная и полезная черта характера.

Каким же образом спортсмен становится уверенным в своих силах человеком?
В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто есть кто. Этому способствует достаточно дифференцированная система спортивной классификации: второй и первый юношеские разряды, третий, второй и первый — взрослые, кандидат в мастера, мастер спорта, мастер международного класса, заслуженный мастер спорта. Но не только названные девять ступенек позволяют оценить силу и мастерство каждого. В любом разряде легко выделить тех, кто сильнее и кто слабее. Не только на соревнованиях, но и на тренировке фиксируются показанные спортсменом результаты, оцениваемые секундами, сантиметрами, килограммами, очками, баллами. И сразу становится виден уровень мастерства.
В любой отрезок времени спортсмен знает, что он сейчас может. Более того, если он сопоставит, что получалось, скажем, полгода тому назад и что теперь, то материал для анализа и оценки становится более обширным — предоставляется возможность определить эффективность проведённых тренировок, выполненной работы, затраченных усилий. Учет того, какими темпами шел рост достижений, помогает спортсмену предвидеть будущие результаты, прогнозировать спортивную перспективу.
Спортсмен всегда знает, на какой стадии подготовленности он находится. Перед ним лесенкой строятся те результаты, добиваясь которых, он взойдет на верхнюю площадку. Всякий более высокий спортивный результат — промежуточная цель, но одновременно это и некий итог проделанной работы.

Человек поставил перед собой трудную, но желанную цель, определил пути, средства и срок её достижения. Наверное, он сомневался: получится ли? Однако настал срок, и человек показал результат, к которому стремился. Он достиг цели, поднялся еще на одну ступеньку. Теперь сомнения позади — не зря работал! Но успокаиваться рано. Спортсмены говорят: "рано расслабляться". Заветная площадка наверху, к ней ведет еще не одна ступенька. Но теперь человек меньше сомневается, теперь он более уверен: мог до сих пор, смогу и дальше.

Достижение каждой промежуточной цели как бы подводит некий итог, дает оценку затраченным усилиям, показывает эффективность выполненной работы, фиксирует рост спортивного мастерства и степень совершенствования физических и психических качеств человека. Убедившись в том, что стал сильнее, ловчее, смелее и настойчивее, гордясь тем, что труд не пропал даром, человек обретает право быть довольным собой, испытывает удовлетворение, чувствует уверенность в себе и в своих силах. Человеку, удовлетворенному тем, что и как он делает, знающему что и для чего делать, легче верить в удачу, в успех, в будущее. А тому, кто с уверенность смотрит в будущее, и жить радостно. Таких по праву называют оптимистами.
Планомерное повышение уровня спортивного мастерства способствует увеличению уверенности в себе. Более опасным может стать иное положение, когда новичок прогрессирует излишне быстро. Хотя можно привести немало примеров, когда из новичков-самородков, семимильными шагами двигавшимися вперед с самого начала пути, действительно вырастали спортивные звезды первой величины, но можно привести еще больше примеров, когда скороспелость жестоко подводила. Как правило, постепенность приносила лучшие плоды. Завоевавший на двух Олимпиадах (1952 года в Хельсинки и 1956 — в Мельбурне) семь золотых медалей, непревзойденный мастер, гимнаст Виктор Чукарин имел такую подготовленность, что он — единственный в
мире — "с листа", как говорят гимнасты, то есть с первого раза, без какой бы то ни было предварительной подготовки полностью выполнял новые олимпийские обязательные программы. А ведь начиная заниматься гимнастикой, Чукарин особыми успехами не блистал. Более того, новыми элементами его сверстники и товарищи по секции овладевали быстрее.
Чтобы не отставать от них Виктор решил тренироваться вдвое чаще.
Многие тренеры по борьбе не всегда бывают довольны, когда к ним в секцию приходят очень физически сильные новички. Такие силачи легко побеждают более слабых, хотя и не стремятся правильно выполнять броски и перевороты. Но когда им приходится встречаться с ребятами, ставшими перворазрядниками благодаря хорошей технической и тактической подготовленности, умение правильно бороться берет верх. В поединках с ними природные силачи, пренебрегающие борцовской наукой, неминуемо терпят поражение. Немногие из них, к сожалению, способны сделать во время нужные выводы и начать переучиваться. Большинство бросают спорт.

Один из хороших тренеров по боксу рассказывал мне, что ему нравится, когда к нему приходят робкие пареньки. Казалось бы, парадокс: бокс и робость. Но тренер резонно обосновывает свою точку зрения. Осторожный, побаивающийся ударов юноша, как правило, тщательно отрабатывает технику, оттачивает тактику, сдерживается на ринге в моменты, когда других захлестывает боевой азарт. Со временем робость проходит. Смелость как волевое качество с неизбежностью воспитывается в боях. Вольно или невольно, но боксер обязательно попадает в ситуации, когда ему есть чего пугаться, и он на практике учится преодолевать страх. Спортсмен становится смелым, но разумная осторожность у него сохраняется.

В чем же опасность слишком быстрого роста спортивных результатов.
Во-первых, в том, что спортсмену излишне легко даются начальные ступеньки. Новичок не осознает, что без большого труда, порой предельного физического, волевого и эмоционального напряжения нет по-настоящему значительных результатов в спорте. Когда легко, он не думает об этом. Когда нет серьёзных помех, не закаляется воля, ибо, как уже говорилось, основное средство формирования волевых качеств — преодоление трудных и всё усложняющихся препятствий на пути к поставленной цели. Умение генерировать необходимое волевое усилие надо развивать с самого начала спортивной биографии. По дороге к спортивным вершинам столкновение с препятствиями неизбежно. Спортсмен должен чувствовать и знать, что на высшем уровне спорт — не легковесная забава, а серьёзное и трудное дело.
Во-вторых, скоротечные успехи, особенно если в их основе нет обильно пролитого трудового пота, могут привести к иллюзорным представлениям о том, что желанные цели легко достижимы. На самом же деле это далеко не так. Есть немало людей, которые за год проходили путь от новичка до перворазрядника. Многие потом на этом уровне и застревали. Некоторые шли дальше и быстро становились мастерами. Но чемпионы и рекордсмены крупного масштаба из таких, как правило, не получались.

Про "скороспелку" в спорте говорят: "У него нет школы". Под "школой" понимают достаточно хорошо освоенную технику выполнения характерных для конкретного вида спорта двигательных действий (упражнений). У больших мастеров она основательна и крепка. Наряду с нею у них на высоком уровне находятся специальная физическая подготовленность, тактика ведения соревновательной борьбы. У них бывали победы и поражения. Они закалились в боях, развили у себя способность выстоять до конца, всё отдать, чтобы победить. "Скороспелкам" это не свойственно. Опираясь на успехи, что были сначала, на победы, что давались легко, скороспелый мастер с удовольствием лелеет веру в свою звезду, лихо ставит перед собой промежуточные и перспективные цели, одна заманчивее другой. И не достигается ни одна. Проигрывается одно соревнование, другое, третье... Тяжело, обидно и досадно. Возникает неудовлетворенность, появляется неуверенность. Это мешает продвижению вперед. Нет побед — падает статус спортсмена. Спортсмен начинает улавливать изменение отношения к себе. У него усиливается чувство внутреннего беспокойства, тревоги. Преобладающими, создающими определённый эмоциональный фон и жизненный настрой теперь уже по преимуществу выступают отрицательные эмоции. Состояние тревоги, повторяясь и закрепляясь, может перерасти в тревожность как свойство индивида и личности.

Таким образом, спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни, в любом виде деятельности уверенность в себе, в своих силах, положительный эмоциональный фон, оптимизм. Как черту характера. Но может формировать и противоположные свойства и особенности. Влияние спорта на личность и индивидуальность связано с особенностями спортивной деятельности и с организацией всего процесса обучения, тренировки, воспитания спортсмена.

Категорія: Литература | Додав: volley-kharkiv (06.05.2009)
Переглядів: 2433 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Имя *:
Email *:
Код *: